одежды. На 13-м году они снимали с себя рубашку и получали на год по одному плащу. Их кожа была загорелой и грубой, они не брали теплых ванн и не мазались маслом; только несколько дней в году им позволялась эта роскошь». Их подвергали всевозможным истязаниям в целях выработки в них выносливости.
Существует мнение, что истязания мальчиков, в отдельных случаях приводившие к смертельному исходу, связаны с древним культом богини Артемиды, которой когда-то приносились человеческие жертвы. Впоследствии эти жертвы заменялись сечением. Но как бы ни объяснять происхождение этого жестокого обычая, он в пору расцвета спартанской общины выступал как одно из средств воспитания молодежи, имеющее целью выработать в ней выносливость и мужество.
С 14 лет мальчики переводились в разряд эйренов, продолжая получать то же суровое воспитание и помогая педономам в воспитании младших мальчиков. Эйренам полагалось присутствовать на «сисситиях», прислушиваясь к разговорам взрослых. Это участие в «сисситиях» было своего рода школой общественного воспитания молодежи. В этот же период эйрены принимали участие вместе со взрослыми воинами: в походах внутри страны, приучаясь постепенно к лагерной жизни. По истечении 18 лет юноша вступал в разряд эфебов, получал вооружение воина и всецело предавался чисто военной подготовке, участвуя в военных упражнениях и маневрах.
В этот период юноши-спартиаты принимали участие в так называемых «криптиях», т. е. в ночных походах по дорогам Лаконии. Во время походов они нападали на каждого попадавшегося в пути илота и убивали его. По мнению спартиатов, всякий илот, находящийся ночью за пределами своего дома, являлся заговорщиком, и его нужно было уничтожить. «Криптии» должны были явиться, таким образом, дополнительным средством устрашения илотов и пресечения в зародыше всякой возможности восстания и в то же время должны были быть практической школой для молодых воинов. Становясь воином, спартиат вступал в «сисситию» своей филы в качестве полноправного ее члена. С достижением 30-летнего возраста юноша становился уже мужчиной и получал возможность часть времени отдавать семье, не порывая, однако, связи с «сисситией», оставаясь ее ежедневным посетителем.
Такова была организация спартанского воспитания. Его содержание, таким образом, ограничивалось по преимуществу физическим воспитанием. Плутарх писал: «Что касается обучения предметам, то ограничивались лишь абсолютно необходимым. Во всем остальном воспитание было рассчитано на то, чтобы сделать юношей послушными приказаниям, выносливыми в работе, способными сражаться и побеждать».
25