ОТРАЖЕНИЕ ВОПРОСОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА
Тот факт, что вопросы образования и воспитания привлекают к себе внимание мыслителей и педагогов России первой четверти XVIII столетия, говорит нам прежде всего о возросших культурных запросах и интересах привилегированных классов, во-вторых, о росте потребностей в специалистах различных областей техники и знаний.
Так, именно в эти годы советник Петра I В. Н. Татищев пишет педагогическое сочинение в форме диалога: «Разговор
о пользе наук и училищ»; выходец из крестьян самоучка И. Т. Посошков публикует свое сочинение: «Завещание отеческое»; Феофан Прокопович выступает с «Духовным регламентом», и, наконец, наряду с первыми учебниками по математике (учебник Магницкого) и географии, под прямым влиянием западно-европейских стран, появляется в 1717 г. «Наставление»: «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением царского величества».
В. Н. Татищев (1686—1775 гг.), явно сочувствуя образовательным реформам Петра I и выступая в то же самое время выразителем взглядов дворянства, в своих педагогических высказываниях, насквозь пропитанных просветительной философией, заявляет себя сторонником новой системы образования и воспитания, построенной по образцу западно-европейских стран.
Утверждает, что «человек состоит из двух разных свойств, души и тела», В. Н. Татищев, ссылаясь на философов, делит все науки на науки «душевного богословия» и «телесной философии». Высоко оценивая роль первой группы наук в образовании, коим «наипаче нужно прилежно старатися», чтобы «память смысла и суждение в добрый порядок привести и сократить», нужно в то же самое время изучать и вторую группу наук, включая и физическое воспитание, ибо «душа с телом толико связаны, что от повреждения телесных членов повреждаются и силы ума».
Давая в последующем изложении более подробную классификацию наук, В. Н. Татищев делит их на науки: 1) нужные,
2) полезные, 3) щегольские, 4) любопытные, 5) вредительные.
К первым он относит речение, домоводство, медицину, законоучение, фехтование и стрелковое дело (стрельба из пистолета) и богословие. Ко вторым он относит грамматику, риторику, инородные языки, арифметику, геометрию, механику, оптику, акустику, астрономию, архитектуру, историю, генеалогию, географию, ботанику, анатомию и химию.
Щегольскими науками В. Н. Татищев считает поэзию, музыку, скоморошество, танцевание, вольтижирование, знаменование и живопись,
135