нархиях Западной Европы обычно считался человек, умеющий говорить на нескольких языках, обладающий известной начитанностью, хорошо знакомый со светскими манерами, преуспевающий в танцах и в достаточной степени подготовленный в искусстве верховой езды и в искусстве владения шпагой. Приобретение этих последних навыков — дело физического воспитания. Поэтому в это время физическое воспитание получило среди привилегированных слоев населения всеобщее признание, снискав к себе к тому же и уважение. А ведь всего каких-нибудь 50 лет назад оно отождествлялось с «бесовскими играми», которые не только осуждались церковью, но иногда запрещались даже и представителями светской власти, как это, например, имело место в царствование Алексея Михайловича. Его указ от 1648 г., запрещающий все, по сути дела, народные развлечения и формы физического воспитания господствующих классов, за исключением охоты, предписывал «ослушников бить батогами и ссылать в украйные города».
Вплоть до конца XVII в. все виды физического воспитания, и княжеские, и народные, были крайне примитивными, и только в эпоху реформ Петра I физическое воспитание начало соединяться со всей системой образования и впервые стало неотъемлемой частью школьного образования высших классов общества. Однако не следует забывать, что все эти резкие перемены произошли лишь в физическом воспитании привилегированных классов и не могли отразиться на физическом воспитании народных масс.
Задача настоящего очерка — дать характеристику развития физического воспитания во время Петра I, т. е. в первой четверти XVIII в., и показать его отражение на общественной мысли того времени.
ЭЛЕМЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАРОДНЫХ ИГРАХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯХ
В быту угнетенных классов русского народа (крепостного крестьянства, городских ремесленников и т. п.) и в быту угнетенных классов других народов, входивших в состав Российской империи, физическое воспитание, в виде народных развлечений и игр, сохраняло и в это время присущий ему самобытный характер. Такие формы народных развлечений, как плавание, кулачные бои, хороводы, качели и различные другие игры (лодыги и т. п.), осужденные на полное уничтожение указом царя Алексея Михайловича от 1648 г., в эпоху Петра I вновь вернулись к жизни.
Об этом особенно убедительно говорят свидетельства иностранцев.
Иоанн Георг Корб, во время пребывания своего в России
109