скоши и изнеженности. Издавна установленная суровая система воспитания, преследовавшая выработку в человеке физической выносливости и военной выучки, в этих условиях отмерла.
Однако и здесь, как в Афинах, предпринимались попытки возрождения старых общественных установлений и в том числе старой системы физического воспитания, но в отличие от Афин они исходили не от крупной землевладельческой аристократии, а от приверженцев демократического режима. Обостренная социальная борьба между пролетаризированными массами и рабовладельческой знатью превратила Спарту в III в. до н. э. из оплота реакции в очаг революции и привела к проведению ряда демократических реформ, имевших главной целью разрешение наиболее жгучего земельного вопроса. Реформа Клеомена III, проведенная в 227 г. до н. э. при помощи государственного переворота, ликвидировала значительную часть крупной индивидуальной земельной собственности и восстановила собственность общинно-государственную. Экспроприированной у аристократии землей было наделено большое количество неимущих, которые благодаря этому снова превращались в полноправных граждан Спарты. Таким образом, благодаря земельной реформе, число граждан было увеличено до 4 тыс. чел., и из них была создана по старому спартанскому образцу тяжеловооруженная пехота. Вместе с этим был восстановлен и прежний спартанский строй, восстановлены «сисситии», и снова возвращено было к жизни суровое воспитание, преследовавшее цели укрепления военной мощи Спарты для установления гегемонии над всей Грецией. Но ненадолго. Пример разрешения земельного вопроса в пользу неимущих отозвался волнениями во всех, греческих полисах. Против Спарты, как «очага заразы», руководителями Ахейского союза при поддержке Македонии был предпринят поход, в результате которого уже в 221 г. до н. э. Спарта была разбита, и в ней снова было восстановлено олигархическое правление, возвращены владельцам конфискованные земли, и снова были упразднены все древнеспартанские общественные установления и в том числе древнеспартанская система физического воспитания.
Общий кризис рабовладельческой системы, вызвавший упадок издавна установившихся систем физического воспитания, не мог не затронуть и знаменитых греческих Олимпийских игр, тесно связанных с религиозным культом и выступавших в пору расцвета как элемент общественно-политической и экономической связи между разрозненными греческими полисами. Кризис привел к крушению старого греческого религиозного миросозерцания. Рушилась вера в богов, в их несокрушимую силу. «Говорят, что есть боги,—-возглашал в одной из своих, трагедий Эврипид, — их нет. Кто упоминает о них, тот глупец, повторяющий старую сказку». Софисты, сделавшиеся властителями дум Греции эпохи упадка, были под
70