праздником, несомненно способствующим сплочению составных частей племени (а может быть, и союза племени), в то же время включал в себя, судя по данным легенд и преданий, и элементы спортивных состязаний. Эти состязания отображали возрастающую роль героической личности мужчины-родовла-дыки, а по мере усиления в роде ведущей роли военно-земледельческой родовой знати — и силу этой последней.
Значение олимпийского праздника, как фактора объединения и сплочения греческих племен на поздней стадии развития родового строя, особенно ярко подчеркивают сказания об Ифите Элидском. Согласно этим сказаниям, Ифит, владыка Элиды, видя беспрестанные распри и войны между греческими племенами и желая умиротворить эллинов1, обратился за помощью к богам. Боги через жрецов Элиды внушили Ифиту мысль об организации праздника дружбы эллинов. Веление богов Ифитом было истолковано как указание на необходимость восстановления и регламентирования прежде часто проводившегося, а ко времени Ифита забытого, олимпийского праздника. Ифит возобновил этот праздник и заключил с правителем одного из сильнейших греческих племен—
Бег стадиодром (рисунок на вазе)
Ликургом Спартанским—договор, по которому Олимпия признавалась священным местом для всех граждан, и тот, кто нарушал святость ее вооруженным вторжением, признавался богоотступником. Текст этого договора был высечен на металлическом диске, и Павзаний, спустя 100 лет, уже во II в. н.э., видел этот диск, хранившийся в храме Геры в Олимпии2.
О том, как проводился олимпийский праздник при Ифите, через какие промежутки он повторялся, исторических данных не сохранилось. Первые достоверные данные о празднике относятся к 776 г., когда вводится запись имен победителей на играх и устанавливается счет времени по олимпиадам.
1 Греки называли себя эллинами, а свою страну Элладой. Название «греки» дано им римлянами.
2 F. Mezo. Geschichte der Olympischen Spiele. 1930. Стр. 19.
45