приглашаются
бегуны и тандемы
Бег в летнюю ночь Проект закрыт. Всем спасибо!
Назад Страница 0030 Вперед

ли чтению и письму, музыкальная школа, где учитель-кифарист обучал детей пению и игре на музыкальных инструментах, и, наконец, гимнастическая школа — «палестра», где мальчики занимались борьбой и другими физическими упражнениями. Последняя школа для нас представляет особый интерес. «Палестра» (от слова «пале» — борьба) представляла собою школу, где мальчик, проводя значительную часть дня, обучался под руководством специального педагога разнообразным физическим упражнениям и проводил время в состязаниях со своими сверстниками под присмотром того же педагога.

По достижении 14- или 16-летнего возраста юноша афинянин выходил из-под опеки педономов и прекращал посещение частных школ. Теперь все его воспитание протекало в общественных учреждениях — гимназиях — под руководством государственных чиновников — педотрибов. Здесь он занимался главным образом физическими упражнениями, получая в то же время элементы общественного воспитания путем вступления в товарищеские отношения и бесед со взрослыми, путем посещения театров, народных собраний, судов и т. д.

Воспитание в гимназиях являлось как бы подготовительной ступенью к военному обучению, начинавшемуся в Афинах по достижении юношей 18 лет, когда он зачислялся в число свободных граждан, приносил присягу на верность государству и вступал в разряд эфебов. Вступление юноши в разряд эфебов сопровождалось торжественным вручением ему на народном собрании экипировки солдата. Пребывание в эфебах, продолжавшееся два года, целиком было направлено на военное обучение юношества. Первый год юноши проводили в бараках или в лагерях в непосредственной близости от города; здесь они под руководством и наблюдением государственных чиновников занимались всевозможными упражнениями, связанными с овладением техникой и тактикой военного дела того времени. Второй год обучения юноши проводили уже в отдаленных гарнизонах, ведя жизнь регулярного солдата и неся сторожевую службу на границах государства.

Таков был в основных чертах строй афинского воспитания. Вне всякого сомнения, конечной и основной целью этого воспитания было воспитание солдата, могущего в нужный момент выступить на защиту своего государства или на подавление всякого восстания со стороны бесправных рабов. Эта цель полностью согласовалась с основным характером Афин как военно-рабовладельческого государства. Такая же цель стояла, как мы видели, и перед Спартой. Но все же, несмотря на общность целей, между воспитанием молодежи в Афинах и в Спарте наблюдалось существенное различие. Тот деспотизм, то беспрекословное принесение интересов отдельной личности в жертву рабовладельческому коллективу, которые наблюдались в Спарте, не могли иметь места в демократиче

30

Назад Страница 0030 Вперед
Оставайся собой