сталлизовывающейся родовой аристократии, все дальше шел процесс увеличения зависимости мелких производителей от крупных владельцев земли и скота, и все шире и шире развертывались рабовладельческие отношения. Но «нехватало, — говорит Энгельс, — учреждения, которое увековечило бы не только начинающееся разделение общества на классы, но и право имущего класса на эксплоатацию неимущих и господство первого над последним. И такое учреждение появилось. Было обретено государство»
В новых условиях, при наличии государства, развитие физической культуры и физического воспитания всецело было подчинено требованиям вновь возникшего учреждения.
Но на территории Греции процесс развития рабовладельческих отношений и образования государств не везде проходил однородно, и в соответствии с этим обнаруживалась неоднородность в развитии физического воспитания. Особенно сильно выступали своеобразные черты физического воспитания в Спарте, резко обособлявшейся от других греческих государств своеобразием своего социально-политического устройства.
Возникшая около половины IX века в результате завоевания дорийцами Лаконии, Спарта в первое время имела характер военно-организованного родового союза, и черты этой организации она сохранила в дальнейшем на протяжении почти всей своей последующей истории. Черты примитивизма и первобытного коллективизма, связанные с военно-лагерным устройством, долгое время характеризовали собою социально-политический строй древней Спарты. Спарте не была знакома частная собственность на землю. Все земли, поделенные на равные участки — «клеры», принадлежали спартанской общине в целом и передавались отдельным спартиатам лишь в пользование, без права передачи их кому-либо другому. Население, жившее на этих землях до захвата их спартиатами, обращалось в состояние полурабов (илотов) и отдавалось вместе с клерами во владение тому или иному спар-тиату. Спартиаты сами не обрабатывали земли; земля обрабатывалась жившими на ней илотами, которые обязаны были отдавать своему хозяину продукты своего труда. Сами спартиаты заняты были исключительно военным делом, при помощи военной силы и оружия поддерживая установившиеся отношения и закрепляя свое господство над массами покоренных илотов. Этот первобытный коллективизм, упрочившийся уже в условиях развивающихся классовых отношений и приобретший ярко выраженную классовую сущность, пронизывал собою все стороны общественной жизни древней Спарты. Отношения эти, конечно, не могли не сказаться дол
22