чтобы постепенно повышать это устойчивое состояние. В результате усилия без возникновения кислородного долга могут поддерживаться в течение более длительного времени и сами они становятся мощнее.
* Подробнее смотри в главе «Физиология тренировки». — Прим. ред.
Следующая пара слов, сегодня хорошо знакомая большинству спортсменов, — это аэробный и анаэробный бег. Для стайерской тренировки и подготовки любителя трусцы желателен именно аэробный, т. е. бег, проводимый на грани максимального устойчивого состояния. Когда темп бега превышает максимальное устойчивое состояние и начинает образовываться кислородный долг, то он становится анаэробным (т. е. без участия кислорода).
У спортсменов бывают такие периоды тренировки, когда они вынуждены превышать свое максимальное устойчивое состояние и выполнять анаэробные нагрузки. Любителям трусцы этого делать не следует. Секрет проводимого ими аэробного бега заключается в том, что он позволяет систематично и без возникновения перетренировки повышать максимальное устойчивое состояние. А это, в свою очередь, позволяет улучшать результаты выступлений в соревнованиях без заметных усилий.
Состояния кислородного голодания необходимо избегать. Например, сумасшедшего финишного рывка на последних 100 м дистанции или соревнований со своим партнером по тренировкам, пытаясь определить, кто лучше подготовлен.
К выводам о максимальном устойчивом состоянии я пришел задолго до того, как стал сотрудничать со спортивными медиками и физиологами, которые могли бы мне помочь. Подкрепив свой практический опыт изучением теории, я теперь занимаюсь физиологией бега.
Большинство из нас находится в прекрасной форме, пока молоды и сжигаем много энергии. Но как только мы прекращаем активно расходовать энергию, продолжая потреблять продукты, содержащие большое число калорий, накапливаются излишки. Пока мы так поступаем, следует ожидать атеромы, повышенного содержания холестерина, перегруженного сердца и всех других неприятностей, которые следуют при образовании жировых депо в организме.
Многие, старея, совершают ошибку, оберегая свое сердце. Они избегают серьезных нагрузок, боясь, что это приведет к перенапряжению. Они забывают опыт юности, особо не задумываясь над этим. Организм способен работать под воздействием гораздо более значительных нагрузок, чем большинство из нас предполагает или готово использовать.
Как еще можно объяснить тот факт, что 65-летние мужчина или женщина, серьезно занимающиеся аэробным бегом, с легкостью одолевают марафон. Хотя пять лет назад ни он, ни она даже не помышляли о том, чтобы пробежать хотя бы 400 м и, возможно, даже избегали ходить на такие расстояния? У него или нее осталось то же сердце, тот же организм, просто они взяли себя в руки и, занимаясь, довели свою подготовленность до того состояния, которым они характеризовались в юности.
Один врач однажды сказал мне: «У каждого в жизни бывает полностью перекрыта артерия». Он провел много патологоанатомических исследований и обнаружил даже в удобном для себя темпе. Теперь для участия в марафонах не требуется медицинской справки*.